Авиабаза НАТО Гайленкирхен находится недалеко от Гайленкирхена, Германия. Это главная оперативная база самолетов ДРЛО НАТО Boeing E-3 Sentry.
База Гайленкирхен примыкает к германо-голландской границе. Её общая площадь составляет 620 га.
Первоначально база была построена Королевскими ВВС (Великобритания), сразу после окончания II мировой войны.
В 1968 году база была передана немецким ВВС. После того как в НАТО приняли решение о создании программы Военно-Воздушных Сил раннего предупреждения и управления НАТО (Airborne Early Warning & Control Force program) становится Главной оперативной базой (Main Operating Base — MOB) частей самолетов Е-3А. В 1980 году была начата крупная программа строительства на её территории для модификации оперативных и вспомогательных объектов.
«Компонент Е-3А» (E-3A Component) является первым оперативным подразделением ВВС НАТО с многонациональным личным составом. Командиром подразделения должен иметь звание бригадного генерала. Командиром, попеременно, назначаются генералы из Германия и США.
Организационная структура части состоит из штаба и пяти основных функциональных элементов (Оперативное крыло, Транспортное крыло, крыло материально-технического обеспечения, Учебное крыло и Крыло информационных технологий).
Каждым крылом командует полковник из разных стран-членов НАТО.
Количество личного состава этого подразделения НАТО насчитывает 3000 человек, как военного, так и вольнонаемного персонала из 16 стран НАТО. Сюда входят не только летчики, охрана, техники, но и сотрудники, занимающиеся, например, вопросами социального обеспечения.
Расходы на содержание составляют, приблизительно, 270 млн. евро в год (оценка расходов в 2008).
По данным на июнь 2018 на авиабазе НАТО в Гайленкирхене базировались 15 самолетов Е-3А (краткие характеристики в конце статьи), укомплектованные экипажами из разных стран. Самолеты принадлежат НАТО.
E-3A (AWACS) этого подразделения активно применялись во время операций в Ливии, и в Афганистане. Также их привлекают для контроля полетов российских ВВС.
Протесты местного населения
Периодически возникают протесты по поводу «шумового загрязнения» от самолетов АВАКС. Правительство Нидерландов обращалась с просьбами модернизировать двигатели этих самолетов, для снижения уровня шума. Палатой парламента Нидерландов было даже принято предложение ограничить воздушное пространство для самолетов ДРЛО НАТО, но голландское правительство решило не реализовывать это предложение.
Источники:
https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_48904.htm?selectedLocale=en
https://en.wikipedia.org/wiki/NATO_Air_Base_Geilenkirchen?fbclid=IwAR1V4nvTC6GsJZLb_Q9pk-cWuDh2-jh4sg3-iuwqnpjI1LQ-pRcW0qMCHXM
официальный сайт Военно-Воздушных Сил раннего предупреждения и управления НАТО https://awacs.nato.int/default.aspx
1,136