Каждая страна НАТО должна быть стабильной, чтобы противостоять любому серьезному потрясению, такому как стихийное бедствие, отказ критической инфраструктуры, а также гибридное или вооруженное нападение, и должно быть способна оправиться от него.

Личный состав Вооруженных сил Люксембурга организовал передвижной госпиталь в Эттельбрюке, Люксембург, во время пандемии COVID-19.
Стабильность (Resilience) — это такая способность общества противостоять потрясениям и восстанавливаться после них, которая сочетает в себе как гражданскую готовность (здесь и далее будет кпотребляться более привычный термин Гражданская Оборона или ГО — прим .переводчика), так и военный потенциал. Гражданская оборона является центральным элементом жизнестойкости союзников и важнейшим фактором коллективной обороны Североатлантического Альянса. НАТО помогает и поддерживает союзников в оценке и повышении надежности их гражданской обороны.
Принцип стабильности закреплен в статье 3 основополагающего договора Североатлантического альянса: “Для более эффективного достижения целей настоящего Договора Стороны, по отдельности и совместно, посредством непрерывной и эффективной самопомощи и взаимопомощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность противостоять вооруженному нападению.”
Статья 3 помогает предоставить НАТО средства для выполнения ее основных задач, в частности, коллективной обороны.
Индивидуальная приверженность каждого союзника поддержанию и укреплению своей стабильности снижает уязвимость НАТО в целом.
Стабильность и устойчивость — это прежде всего национальная ответственность. Каждый союзник должен быть достаточно сильным и способным к адаптации, чтобы справляться со всем спектром кризисов, предусмотренных Североатлантическим договором.
Военные усилия по защите территории и населения Североатлантического союза должны дополняться надежной гражданской обороной для снижения потенциальной уязвимости и риска нападения в мирное время, в условиях кризисов и конфликтов.
Гражданская оборона выполняет три основные функции: непрерывность работы правительства, непрерывность предоставления основных услуг населению и гражданская поддержка военных операций. Эти три важнейшие функции были преобразованы в семь базовых требований к национальной стабильности, по которым союзники могут оценивать уровень своей готовности.
Вооруженные силы, особенно те, которые развертываются во время кризисов или конфликтов, в значительной степени зависят от гражданского и коммерческого секторов в плане транспорта, связи, энергетики и даже основных поставок, таких как продовольствие и вода, для успешного выполнения своих задач. Гражданская оборона гарантирует, что эти сектора готовы противостоять внешним атакам или внутренним сбоям и сохранят способность оказывать поддержку военной операции НАТО, если это потребуется.
Уязвимости в меняющейся среде безопасности
Сегодняшняя обстановка в области безопасности непредсказуема. Угрозы могут исходить от государственных и негосударственных субъектов в форме террористических атак, а также кибератак и гибридной войны, которые могут стирать границы между обычными и нетрадиционными формами конфликта. Они также могут быть вызваны изменением климата и стихийными бедствиями, такими как наводнения, пожары и землетрясения, а также биологическими опасностями, такими как пандемия COVID-19. Проблема адаптации к этим различным типам угроз и реагирования на них усугубляется тенденциями, которые радикально изменили среду безопасности.
Первоначально, в конце холодной войны, оборонные бюджеты были сокращены, и хотя с тех пор эта тенденция и была обращена вспять, это увеличило общую зависимость НАТО от гражданских и коммерческих ресурсов и возможностей – таких как железные дороги, порты, аэродромы и энергетические сети – для поддержки быстрого и эффективного передвижения и поддержания вооруженных сил. Как следствие, гражданские ресурсы и важнейшая инфраструктура во многих областях принадлежат частному сектору и эксплуатируются им. Несколько цифр иллюстрируют масштабы зависимости вооруженных сил от гражданской инфраструктуры:
- около 90 процентов военного транспорта для крупных военных операций обеспечивается гражданскими структурами, зафрахтованным или реквизированным у коммерческого сектора;
- более 70 процентов спутниковой связи, используемой в оборонных целях, обеспечивается коммерческим сектором;
- примерно 90 процентов трансатлантического интернет-трафика, включая военную связь, осуществляется по подводным волоконно-оптическим кабельным сетям, обслуживаемым гражданской инфраструктурой;
- в среднем около 75 процентов поддержки и обеспечения операций НАТО принимающих стран обеспечивается за счет местной коммерческой инфраструктуры и сферы услуг.
Различные активы, находящиеся в частной собственности, имеют решающее значение для поддержания непрерывности работы правительства и основных служб в условиях потенциального кризиса с серьезными последствиями. Например, во время холодной войны существовали механизмы территориальной обороны и возможности, готовые поддержать военные действия, но к настоящему времени они были упразднены ввиду дороговизны и отсутствия необходимости.
Более того, с широким использованием новых технологий общества стали взаимосвязанными и взаимозависимыми в экономической, финансовой, информационной и кибернетической сферах. Такая взаимозависимость была огромной силой и принесла значительную пользу всем обществам, но она также может создавать уязвимости и устанавливать устанавливать дополнительную зависимость. В сегодняшних условиях безопасности устойчивость к таким вызовам требует использования всего спектра возможностей – военных и гражданских – и общесоциального подхода при активном сотрудничестве между правительством, частным сектором и гражданским обществом.
Укрепление стабильности членов НАТО
Чем лучше подготовлены союзники, тем менее уязвимы и потенциально менее вероятны нападения на них. Это делает НАТО в целом сильнее. Союзники могут повысить стабильность и устойчивость, например, за счет развития своего национального оборонного потенциала, гарантированного доступа к критически важной инфраструктуре и разработки резервных планов на случай кризисов; они также могут регулярно проверять свою способность предоставлять жизненно важные услуги и поддержку вооруженным силам, используя гражданские, коммерческие или другие инструменты. Для сдерживания, противодействия или восстановления после угроз или сбоев в работе гражданского сектора эффективные действия требуют четких планов и мер реагирования, которые определяются заблаговременно и осуществляются регулярно.
Работа НАТО по повышению устойчивости основывается на подходе, учитывающем все опасности, а не на специфичной, какой-либо отдельной уязвимости. Такой подход способствует защите территории и населения Альянса от всех потенциальных опасностей. На саммите НАТО в Варшаве в 2016 году лидеры стран НАТО приняли решение повысить устойчивость НАТО ко всему спектру угроз и продолжить развивать индивидуальный потенциал своих стран и коллективный потенциал НАТО по противодействию любой форме вооруженного нападения.
Члены НАТО согласовали семь базовых требований к национальной стабильности, по которым государства-члены могут оценивать свой уровень готовности:
- Гарантированная непрерывность работы правительства и важнейших государственных служб: например, способность принимать решения, сообщать о них и обеспечивать их выполнение в условиях кризиса;
- Устойчивое энергоснабжение: резервные планы и электросети внутри страны и за рубежом;
- Способность эффективно бороться с неконтролируемым перемещением людей и устранять конфликт между подобными перемещениями и развертыванием войск НАТО;
- Устойчивое обеспечение продовольствием и водой: обеспечение безопасности этих поставок и защиты от перебоев или саботажа;
- Способность справляться с массовыми жертвами и разрушительными кризисами в области здравоохранения: обеспечение того, чтобы гражданские системы здравоохранения могли справиться с ними, а также наличие достаточного количества медикаментов и их сохранность;
- Устойчивые гражданские системы связи: обеспечение функционирования телекоммуникационных и кибернетических сетей даже в кризисных условиях с достаточной резервной мощностью. Это требование было обновлено в ноябре 2019 года министрами обороны НАТО, которые подчеркнули необходимость надежных систем связи, включая 5G, надежных вариантов восстановления этих систем, приоритетного доступа к национальным органам власти во время кризиса и тщательной оценки всех рисков для систем связи;
- Стабильные транспортные системы: обеспечение того, чтобы силы НАТО могли быстро перемещаться по территории Альянса и чтобы гражданские службы могли полагаться на транспортные сети даже в условиях кризиса;
Эти требования отражают три основные функции ГО, которые уже назывались выше — обеспечения работы правительства, оказания основных услуг населению и гражданской поддержки вооруженных сил, которые должны сохраняться даже в самых сложных обстоятельствах. Все они взаимосвязаны, а это значит, что если пострадает одна область, в результате может пострадать другая.
Вместе с пакетом руководящих принципов по обеспечению жизнестойкости, критериями оценки и специально разработанным инструментарием цель базовых требований состоит в том, чтобы поддержать союзников в повышении их стабильности и предоставить контрольные показатели, по которым можно оценить их состояние гражданской готовности.
Пандемия COVID-19 подвергла серьезному испытанию устойчивость и стабильность стран-членов НАТО. Реакция Североатлантического союза подчеркнула важность взаимодействия между гражданскими и военными, и продемонстрировала жизненно важную роль, которую вооруженные силы союзников играют в поддержке гражданского общества. НАТО и отдельные страны-члены постоянно работают над укреплением готовности всех государств, особенно в секторе здравоохранения.
В 2021 году главы государств и правительств союзных стран договорились об усилении обязательств по обеспечению стабильности для дальнейшего повышения национальной и коллективной устойчивости и гражданской готовности. Союзники договорились активизировать усилия по обеспечению безопасности и диверсификации цепочек поставок; обеспечить устойчивость критически важной инфраструктуры и ключевых отраслей промышленности, в том числе путем защиты их от вредной экономической деятельности; и бороться с последствиями стихийных бедствий, которые усугубляются изменением климата.
332
Pages: 1 2