все о блоке нато

Как ОБСЕ может помочь снизить риск опасных военных инцидентов?

От Балтики до Черного моря мы видим тревожное увеличение происшествий между военными кораблями и самолетами Российской Федерации и флотом союзников по НАТО. Такие инциденты повышают риск ошибок, которые могут привести к эскалации напряженности и даже к прямой конфронтации. Уникальным набором взаимодополняющих и усиливающих друг друга инструментов и механизмов по контролю за вооружениями и безопасностью обладает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), эта организация является полезной платформой для решения этого неотложного вопроса.

В Балтийском регионе, который уже давно является центральной зоной трения между НАТО и Россией, мы уже не раз видели опасное сближение русской авиации и кораблей с авиацией и флотом союзников. 12 апреля 2016 года над ракетным эсминцем США «Дональд Кук» в международных водах, недалеко от побережья Польши, на опасно близком расстоянии несколько раз пролетел российский истребитель. Спустя несколько дней, при проведении разведывательного полета над Балтийским морем, российский истребитель пошел на перехват и прошел на расстоянии не больше чем 30 метров от него. Озабоченность вызывает не только Балтийский регион. 7 сентября правительство США выразило протест против «опасного» перехвата самолетов во время патрулирования над Черным морем. 22 сентября два стратегических бомбардировщика ТУ-60 Блэкджек были перехвачены ВВС Франции менее чем в 100 км от побережья Франции.

За период с марта 2014 года по август 2015, Сетью европейских лидеров (the European Leadership Network) было отмечено 60 случаев подобного рода и их недавно обсудили на экспертном совещании, организованном совместно с Брюссельским Институтом «Эгмонт». Эти инциденты должны рассматриваться вкупе с «внезапными проверками» которые Россия начала проводить с 2013 года, и которые включают в себя быстрое развертывание значительного количества войск.

По итогам решений, принятых руководителями стран НАТО на саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года, НАТО приняло ряд самых значительных мер за последнее десятилетие по укреплению своей коллективной обороны в Восточной Европе. С точки зрения России, возросшее число учений, расширение военной инфраструктуры в Восточной Европе, и возможность дальнейшего расширения Альянса на восток представляет угрозу национальной безопасности России.

Приостановка практического гражданского и военного сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО с апреля 2014 года — в ответ на конфликт в Украине и незаконной оккупации и аннексии Крыма — это тоже часть сценария новой «холодной войны», отметили на мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2016 года.

Сбитый 24 ноября 2015 года над сирийско-турецкой границей турецким F-16 российский Су-24 показывает, как подобного рода действия могут привести к рискам опасных ошибок и непреднамеренных инцидентов, ведущих к эскалации напряженности и даже прямой конфронтации между Россией и Западом. Именно поэтому в 2014 году была создана «Тройка» ОБСЕ, в качестве первого шага для принятия эффективных мер по снижению риска военных столкновений и происшествий, выходящих из под контроля.

В этом контексте, восстановление военного доверия должно быть ориентировано на повышение транспарентности в военной области, в частности — «внезапных проверок», и совершенствование мер по уменьшению рисков возможных аварий и военных инцидентов, предотвращение и противодействие эскалации напряжения. Ряд двусторонних соглашений и каналы связи существовавшие еще во времена холодной войны могут быть обновлены или дополнены новым поколением двусторонних соглашений по предотвращению инцидентов в Евро-Атлантическом регионе. Параллельно, ОБСЕ может оказаться крайне выгодной и эксклюзивной площадкой, на которой можно обсудить возникшие опасные ситуации и возобновить диалог по транспарентности в военной области между Россией и государствами членами НАТО. Венский договор о военной транспареностности и предсказуемости — один из столпов ОБСЕ — может послужить ценной основой для начала перемен.

Венский документ

ОБСЕ заслуженно пользуется хорошей репутацией в решении военно-политических аспектов безопасности. У организации есть уникальный набор взаимодополняющих механизмов контроля над вооружениями, а также выработаны меры по укреплению доверия, и ОБСЕ играет центральную роль в укреплении безопасности в Европе, являясь неотъемлемым элементом её комплексного подхода к безопасности.

Венский договор — это политически обязывающий документ принятый в 1990 году, является основным источником информации для всех 57 государств-участников ОБСЕ. Он способствует обмену информацией по вопросам оборонного планирования, военным бюджетам, вооруженным силам и структурам, условиям развертывания основных систем вооружения, военной техники и военной деятельности. Он помогает проводить обмен информацией между военными, сотрудничать в области обороны и принимать меры по укреплению доверия и безопасности на региональном уровне.

Он также является политическим инструментом по предотвращению конфликтов, снижению рисков и раннему их предупреждению. Как гласит III глава Венского документа, государства-участники консультируются и сотрудничают друг с другом в случае любой необычной или незапланированной ситуации связанной с их вооруженными силами (пункт 16); эти ситуации должны быть существенны в военном отношении и могут создавать проблемы для безопасности другого государства. Это положение часто использовалось в 2014 году, после того как Украина обратилась к положениям 3-ей главы: был направлен 21 запрос, в рамках Венского договора, по проблемам необычной военной активности. Эти запросы привели к четырем заседаниям Форума по сотрудничеству в области безопасности — органа принимающего самостоятельные решения, где встречаются представители государств участников, чтобы консультироваться по проблемам военной стабильности и безопасности.

Государства-участники также обязывались сотрудничать в отношении опасных инцидентов военного характера, чтобы избежать возможных недоразумений и уменьшить их воздействие на другие государства (пункт 17). Однако, этот пункт никогда не использовался так как Форма (т.е. шаблон для «уведомлений» ОБСЕ по каким-либо конкретным обстоятельствам) никогда не была четко определена.

Можно использовать Венский документ, что бы попытаться решить проблему опасных военных инцидентов. Ему соответствует основополагающий Акт Россия-НАТО 1997 года о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности, в котором «члены НАТО и Россия стремятся к большей транспарентности, предсказуемости и взаимному доверию в отношении их вооруженных сил» и «будут в полной мере соблюдать свои обязательства в соответствии с Венским договором«. Это также согласуется с целями ОБСЕ и её ролью в качестве форума для диалога по военно-политическим вопросам. В отличии от варианта НАТО-Россия все это было изначально включено в природу документа, охватывая все страны от Ванкувера до Владивостока.

Изменившаяся обстановка в области безопасности и изменение военных технологий, прошедшие за последние 20 лет, потребовали адаптации от ОБСЕ в сфере контроля над вооружениями и в укреплении доверия и безопасности в Европе. После принятия Документа было проведено три обновления (1992, 1994, 1999) до вступления новой редакции Венского договора 1 декабря 2011 года. Согласно этой редакции, государства-участники ОБСЕ должны организовывать специальную встречу каждые 5 лет или чаще, для пересмотра положений и внесения изменений в текущий Документ, поэтому следующая редакция Венского договора должна быть разработана в 2016 году.

Совершенствование управления происшествиями

Кризис в Украине и вокруг Украины обратил внимание на недостатки Главы III. Именно поэтому усилия форума по сотрудничеству в области безопасности были направлены на решение проблем доверия, а также на поиск путей по снятию напряженности.

Среди других инициатив, предложенных совместной группой государств-участников ОБСЕ был проект (разработанный под руководством Польши) по «укреплению сотрудничества в отношении рискованных и опасных инцидентов военного характера«, а в частности было предложено включить в параграф 17 следующее: «Государства-участники, при проведении военной деятельности и в условиях повышенной военной напряженности, в целях укрепления доверия и безопасности, должны стремиться не допускать любых действий, которые могут привести к рискованным или опасным ситуациям военного характера, и предоставлять другим государствам-членам информацию о характере такой деятельности как можно раньше, желательно еще до начала совершения таких действий«.

Совместное предложение также включает в себя другие новые элементы, связанные с процедурами снижения рисков, возможностями управлять ими в режиме реального времени, способы эффективного расследования подробностей конкретных инцидентов и разработка решений по недопущению подобных случаев в будущем. Предложение более подробно излагает требования к отчетности об инцидентах, устанавливает предельные сроки для предоставления информации и получения разъяснений, а также возможность созыва для разъяснений представителей стран, чьи вооруженные силы вовлечены в инцидент.

В качестве дополнительного элемента может быть включено определение понятия «необычной военной деятельности«, для того чтобы внести полную ясность в само определение опасных военных действий. Кроме того, сюда можно включить меры, аналогичные Соглашениям между США и СССР по предотвращению опасной военной деятельности, повышению транспарентности и новые, более жесткие,  ограничения на развертывание и проведение учений вооруженными силами за пределами их обычной дислокации в мирное время, и вблизи международных границ. Могут быть предусмотрены конкретные меры пресечения кризисных ситуаций. Содействие региональным и суб-региональным мерам по укреплению доверия и безопасности, а также согласование конкретных пограничных режимов, особенно в районах повышенной напряженности, будет аналогично очень полезным.

Не создание относительно нового надежного механизма контроля, а небольшие шаги, направленные на укрепление доверия и транспарентности в кризисных ситуациях, более вероятно, сможет привести к достижению согласия политическим путем. Конструктивные меры по укреплению доверия и безопасности пошлют четкий сигнал о том, что наиболее опасные сценарии исключены — именно так оценивали ситуацию участники Дней безопасности ОБСЕ, которые прошли в Вене в октябре 2016 года.

 512 

Популярное

Популярные статьи

Базы НАТО на карте

Для тех, кого интересуют просто точки на карте - она внизу. Однако, есть очень важный момент - какие же объекты ...

Узнать больше

Все секретари НАТО

Список генеральных секретарей НАТО с момента создания Альянса: 1 Гастингс Исмей (Hastings Lionel Ismay) - 1952-1957 2 Поль-Анри Спаак (Paul Henri Charles ...

Узнать больше

Карта стран НАТО 2018

Карта европейских стран НАТО (по понятным причинам США и Канада здесь не обозначены). Остальные члены НАТО на карте присутствуют.     С порядком вступления ...

Узнать больше

Краткая история НАТО

Это Краткая история описывает историческую эволюцию НАТО как оборонительного союза с 1945 по 2012 год. Опубликовано на официальном сайте НАТО ...

Узнать больше

Страны входящие в НАТО

Организация Североатлантического договора* или North Atlantic Treaty Organization (отсюда появилась аббревиатура NATO) была основана 4 апреля 1949. Именно в этот ...

Узнать больше