все о блоке нато

Как ОБСЕ может помочь снизить риск опасных военных инцидентов?

Форум для обсуждения опасных военных инцидентов

Помимо Венского документа, ОБСЕ должно использоваться в качестве платформы для диалога по вопросам безопасности и спорным ситуациям более интенсивно. Эту точку зрения разделяли и участники Дней безопасности ОБСЕ на форуме «От конфронтации к сотрудничеству: восстановление коллективной безопасности в Европе» в июне 2016 года в Берлине. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмаер — по совместительству председатель ОБСЕ в 2016 году — также недавно призвал разработать совместно с Москвой новое соглашение по контролю за вооружениями, что привело бы к снятию эскалации и восстановлению доверия в Европе, а ОБСЕ могло бы использовано в качестве площадки для разработки данного соглашения.

Форум по сотрудничеству в области безопасности внес предложения изменений в пункт 17 Документа и мог бы выступить в качестве постоянной площадки для регулярного обмена мнениями по проблеме опасных инцидентов, включая их последствия для гражданской авиации. Это нужно хотя бы для того, чтобы избежать ожесточенных дебатов по поводу ответственности по конкретным инцидентам, и даст возможность всем странам участницам ОБСЕ выразить свои позиции в отношении серьезности инцидентов, причин их возникновения, а также адекватности или неадекватности существующих механизмов, в том числе двусторонних. Такой диалог может повысить осведомленность о проблемах среди стран-членов ОБСЕ и, возможно, приведет к общему пониманию того, что является «опасным» или «неопасным» инцидентом. Семинары на высшем уровне по военной доктрине в рамках ОБСЕ также могут быть использованы с этой целью. И последнее, но не менее важное — ОБСЕ могло бы выступить в качестве третьего лица при установлении фактов «опасных» инцидентов.

ОБСЕ, также на регулярной основе, является площадкой для контактов военных из России и стран НАТО. В последнее время НАТО очень активно поддерживало применения Венского документа в целом и использование ОБСЕ в качестве платформы для улучшений в области военной предсказуемости.

Отвечая на вызовы НАТО

Проблема опасных военных ситуаций и необходимость в большей предсказуемости в военной сфере обсуждались на заседании Совета Россия-НАТО (СНР) 13 июля 2016 года, где Россия представила свои предложения по безопасности полетов над Балтийским морем. Параллельно, представители членов НАТО, включая Польшу и страны Балтии, а также партнеры НАТО — Финляндия и Швеция, были приглашены в сентябре в Москву на переговоры по общим вопросам, и с целью разрешения общих проблем, которые возникли из-за усиления перемещения военных вблизи границ.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также регулярно выступает с новыми предложениями Альянса к России по совместному обновлению и укреплению Венского документа и других способов контроля над вооружениями для повышения стабильности и прозрачности. “НАТО решительно поддерживает усилия, направленные на укрепление механизмов прозрачности, предсказуемости, в том числе модернизации Венского документа”, — заявил он, приглашая всех принять конструктивное участие в работе и напомнил, что ряд союзников внесли конкретные предложения по модернизации документа.

В условиях потери авторитета некоторыми институтами в Евро-Атлантическом пространстве, важно избежать конкуренции и дублирования. Расширенная передача полномочий от НАТО ОБСЕ, касаемо Венского договора, должна иметь соответствующие пределы и соблюдать своеобразное «разделение труда» между этими двумя организациями, чтобы гарантировать предсказуемые и стабильные взаимоотношения между ними,  эти отношения должны быть подчеркнуты и правильно оценены.

Венский документ продемонстрировал свою полезность в так называемых “неблагоприятных условиях”. Дело в том, что после окончания «холодной войны» международные отношения в Евро-Атлантическом регионе редко были столь напряженными, как сегодня. Опасные военные столкновения подчеркивают настоятельную необходимость полного использования всех многосторонних инструментов, в том числе в рамках ОБСЕ, для обеспечения военной транспарентности и стабильности. Конечно, один документ не может предотвратить войны. Меры по укреплению доверия и безопасности — это не панацея от всех проблем международной безопасности и представляют собой только часть результатов более широкого процесса сотрудничества и реорганизации межгосударственных отношений. Но ОБСЕ, безусловно, может помочь в смягчении напряженности, устранении противоречий и укреплении доверия, пока ее государства-участники проявляют политическую волю и общий интерес, а не стремятся использовать рискованные действия, чтобы получить преимущество.


Мнения, выраженные в данной статье, отражают точку зрения авторов и не отражают официальную точку зрения или политику НАТО.

Авторы: Лоик Симоне (Loïc Simonet) и Веера Туомала  (Veera Tuomala) служат в канцелярии Генерального секретаря ОБСЕ, в Отделе внешнего сотрудничества.

Источник: вестник НАТО
http://www.nato.int/docu/review/2016/Also-in-2016/Does-Russia-have-the-financial-means-for-its-military-ambitions/EN/index.htm

 551 

Популярное

Популярные статьи

Базы НАТО на карте

Для тех, кого интересуют просто точки на карте - она внизу. Однако, есть очень важный момент - какие же объекты ...

Узнать больше

Все секретари НАТО

Список генеральных секретарей НАТО с момента создания Альянса: 1 Гастингс Исмей (Hastings Lionel Ismay) - 1952-1957 2 Поль-Анри Спаак (Paul Henri Charles ...

Узнать больше

Карта стран НАТО 2018

Карта европейских стран НАТО (по понятным причинам США и Канада здесь не обозначены). Остальные члены НАТО на карте присутствуют.     С порядком вступления ...

Узнать больше

Краткая история НАТО

Это Краткая история описывает историческую эволюцию НАТО как оборонительного союза с 1945 по 2012 год. Опубликовано на официальном сайте НАТО ...

Узнать больше

Страны входящие в НАТО

Организация Североатлантического договора* или North Atlantic Treaty Organization (отсюда появилась аббревиатура NATO) была основана 4 апреля 1949. Именно в этот ...

Узнать больше