НАТО разрабатывает Систему наблюдения за наземной обстановкой (Alliance Ground Surveillance — AGS), которая позволит командирам Альянса получать более точную информацию о ситуации в том или ином районе.
Группа из 15 союзников приобретает систему AGS, состоящую из пяти дистанционно пилотируемых самолетов НАТО RQ-4D (БПЛА) и связанных с ними Европейских наземных пунктов управления и контроля.
НАТО будет управлять ими и обслуживать от имени всех союзников НАТО. Разработка БПЛА RQ-4D была основана на беспилотнике армии США Block 40 Global Hawk. Он был адаптирован к требованиям НАТО, чтобы обеспечить Альянс современными возможностями разведки, наблюдения и рекогносцировки (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance — ISR).
Основные моменты
- Система AGS состоит из воздушного, наземного и вспомогательного сегментов, выполняющих всепогодное, постоянное, широкомасштабное наземное и морское наблюдение в режиме, близком к реальному времени.
- AGS будет обеспечивать оперативное информирование командиров развернутых сил о ситуации на театре военных действий.
- AGS сможет помочь в решении целого ряда задач, таких как защита наземных войск и гражданского населения, пограничный контроль и безопасность на море, борьба с терроризмом, урегулирование кризисов и оказание гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий.
Краткий обзор Alliance Ground Surveillance Program
Система AGS приобретается 15 союзниками по НАТО: Болгарией, Чешской Республикой, Данией, Эстонией, Германией, Италией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Норвегией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Соединенными Штатами.
В то же время все союзники вносят свой вклад в развитие потенциала AGS посредством финансовых взносов, покрывающих создание основной оперативной базы AGS в Сигонелле, Италия. Они также будут способствовать обеспечению связи и обслуживание воздушного флота AGS. Соединенное Королевство заменит свой финансовый взнос эквивалентным оборудованием (специальными системами наблюдения, которые будут предоставлены в распоряжение НАТО).
Система AGS, принадлежащая НАТО и эксплуатируемая ею, позволит Североатлантическому Альянсу осуществлять постоянное наблюдение за обширными районами с помощью высотных, дальних, всепогодных, специально разработанных самолетов. С помощью современных радиолокационных датчиков эти системы будут непрерывно обнаруживать и отслеживать движущиеся объекты на всей территории наблюдаемых районов, а также обеспечивать радиолокационную съемку обозначенных зон и стационарных объектов.
Силы AGS НАТО находятся на Главной оперативной базе в Сигонелле, Италия. После завершения строительства на базе будет размещено около 550 военнослужащих, а также небольшое число сотрудников AGS, будет находится в Штабе операций союзного командования в Монсе, Бельгия, и в Авиационном командовании союзников в Рамштайне, Германия.
Силы AGS буду использоваться наряду с самолетами ДРЛО НАТО (AWACS).
Система наблюдения НАТО за наземной обстановкой (AGS) основана на возможностях беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Northrop Grumman Block 40 Global Hawk.
Характеристики RQ-4D
Общая характеристика БПЛА НАТО RQ-4D
Основная функция: высотная, долговременная разведка, наблюдение и рекогносцировка
Силовая установка: Rolls Royce-North American AE 3007H turbofan
Тяга: 7,600 фунтов
Размах крыла: 39.8 м
Длина: 14.5 м
Высота: 4.7 м
Вес: 6,781 кг
Максимальный взлетный вес: 14 628 кг
Запас топлива: 7,847 кг
Полезная нагрузка: 1,360 кг
Скорость: 310 узлов / 357 миль/ч / 575 км/ч
Дальность действия: 8 700 морских миль / 10 112 миль / 16 113 км
Потолок: 60,000 футов / 18,288 м
Первый из пяти самолетов этого типа, широко известный как беспилотник Феникс, прибыл на главную оперативную базу AGS в Сигонелле, Италия, 21 ноября 2019 года, а второй — в декабре 2019 года. Самолеты являются лишь одним из элементов системы AGS, которая включает наземные и вспомогательные сегменты, состоящие из статических и развертываемых (мобильных) наземных станций. В неё также включены специальные тренажеры для пилотов/экипажей.
Не менее важным является космический сегмент, который просто необходим для обеспечения этого потенциала.
Агентство NCI играет важную роль во всех этих сегментах.
Поддержка спутниковой программы НАТО (SATCOM)
Агентство разработало структуру взаимодействия со спутниковой связью (SATCOM), которая поддерживает операции AGS. Благодаря спутникам военные могут контролировать «Феникс». Под этим подразумевается, что они могут управлять самолетом, а также получать данные непосредственно во время полета.
Эти данные затем анализируются силами Система наблюдения НАТО за наземной обстановкой или экспертами по всему Альянсу и превращаются в разведывательные «отчеты», которые передаются командующему или лидерам НАТО и союзников, для того, чтобы они могли своевременно принимать решения, основанные на полном информировании.
Эти «отчеты» доступны в защищенной сети НАТО, поддерживаемой агентством NCI. Команда агентства из 25 экспертов по коммуникационным и информационным системам в Сигонелле поддерживает силы AGS, чтобы обеспечить постоянную связь AGS с остальной частью Альянса.
В начале 2020 года первые два беспилотника прошли заключительный период приемо-сдаточных испытаний. В них входил полет над территорией Италии с целью сбора видео/фотоматериалов, с использованием спутниковой связи подрядчика. «После полета собранные снимки были введены в систему, а затем перемещены в секретную глобальную сеть НАТО (NATO Secret Wide Area Network) для проверки на совместимость«, — сказал представитель NCI. — Был еще один полет, в котором мы управляли БПЛА «Феникс» используя только натовские спутниковые системы связи. Это была еще одна важная веха.»
Тот же представитель добавил:
НАТО всегда стремится сохранить свое преимущество, поэтому существуют планы постоянного совершенствования и интеграции дополнительных возможностей. Одна из первых вещей, которую мы хотим сделать,- это возможность управления беспилотником самолетом E-3A AWACS.
Космический элемент в управлении БПЛА НАТО
Поскольку «Феникс» полагается на спутники для связи, передачи данных и, в меньшей степени, управления, космическая сфера становится все более важной.
По словам системного архитектора агентства NCI Рамона Сегуры, «космос используется для разведки и рекогносцировки уже более 50 лет. С тех пор, как начали передаваться сигналы GPS, а первые коммерческие и военные разведывательные спутники были выведены на орбиту. У НАТО есть пилотируемые самолеты, такие как E-3 AWACS и P-8 Poseidon maritime patrol aircraft, которые полагаются на спутники уже более двух десятилетий, но объемы данных, которые они передают, на несколько порядков меньше, чем объемы, которые будут поступать от беспилотников.»
Кроме того, несколько беспилотников AGS могут быть подняты в воздух одновременно для поддержки одной или нескольких миссий, что увеличивает требования к пропускной способности.
«AGS, как и многие другие военные машины с дистанционным управлением, полагается на коммерческие спутники, которые обеспечивают как интернет, так и телевиденье высокой четкости«,-объясняет Сегура. — Нет никакой разницы, это один и тот же тип нагрузки – использование этих спутников вполне возможно AGS.»
Чтобы гарантировать высокую скорость получения данных, в AGS задействованы три спутниковые системы, которые могут служить различным целям, включая резервирование (отказоустойчивое резервное копирование). AGS использует для передачи данных не только коммерческие спутники и GPS; также могут быть задействованы спутники Inmarsat constellation (международная компания спутниковой связи — прим. vsenato.ru) .
В качестве запасного варианта беспилотник может использовать военную Сверхвысокочастотную спутниковую связь (UHF). Скорость передачи данных в ней крайне низкая, однако достаточна, для обеспечения командования и управления БПЛА в случае, если во время полета что-то пойдет не так.
По материалам:
https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_48892.htm?selectedLocale=en
https://www.ncia.nato.int/nitech-magazine/the-pheonix-has-risen.html
Дополнительные сведения о процессе разработки БПЛА НАТО http://vsenato.ru/nato-poluchilo-pervyj-bespilotnik/
756