Точно также, как гибридные угрозы используют синергетический эффект от различных средств, так и наша оборона должна быть гибридной. С 2016 года НАТО и Европейский союз решили сделать противодействие гибридным угрозам одним из приоритетов сотрудничества. Новый Европейский центр передового опыта по противодействию гибридным угрозам (Hybrid COE) в столице Финляндии Хельсинки играет уникальную роль в содействии этому сотрудничеству.
Гибридные угрозы разнообразны и постоянно меняются, а используемые инструменты варьируются от поддельных профилей в социальных сетях и сложных кибератак, вплоть до открытого использования военной силы. Гибридные инструменты воздействия могут использоваться индивидуально или в сочетании, в зависимости от характера цели и желаемого результата. Как необходимое следствие, противодействие гибридным угрозам должно быть в равной степени динамичным и адаптивным мероприятием, стремящимся идти в ногу с методами гибридного влияния и предсказывать, где будет нанесен следующий удар и какие новые инструменты могут быть использованы для этого.
Например, после последних президентских выборов в США, основное внимание в противодействии гибридным угрозам уделялось стратегическим коммуникациям, дезинформации и созданию препятствий избирательному процессу. До этого большая часть внимания была посвящена “зеленым человечкам”, которые играли заметную и центральную роль в незаконной аннексии Крыма Россией. Еще одна переориентация произошла после нападений с использованием нервно-паралитических средств в Солсбери, в результате чего вопрос об угрозах, связанных с химическими, биологическими, радиологическими и ядерными агентами, оказался в центре внимания. Мы еще не видели всех инструментов гибридного влияния, но точно можно утверждать только одно — появятся новые.
Гибридные угрозы должны быть остановлены как «пассивными» элементами, такими как повышенная устойчивость к различным потрясениям или неожиданностям, так и более активными, включая надежные меры по подготовке и защите структур, которые, скорее всего, станут мишенью гибридных атак. Для этих целей невозможно переоценить важность наличия достаточных механизмов гражданской готовности, Свободной Прессы, образованной общественности и эффективной правовой базы.
Крайне важно выработать точное определение того, что такое гибридные угрозы, с учетом многочисленных различных субъектов, которым необходимо сотрудничать друг с другом. На национальном уровне всеобъемлющая модель безопасности Финляндии состоит из множества различных органов и учреждений, которые в совокупности обеспечивают необходимый охват и распространение мер по противодействию гибридным угрозам. На международном и наднациональном уровнях в число участников входят такие структуры, как гражданские и военные штабы НАТО и институты ЕС, в частности службы Европейской комиссии и Европейская служба внешних действий (ЕСВД). Для того чтобы они двигались в одном направлении, необходимо общее понимание гибридных угроз, для достижения которых необходимо регулярное взаимодействие внутри соответствующих структур ЕС и НАТО, а также между ними.
В то же время концептуальная работа не должна мешать реальной подготовке к этим угрозам и противодействию им. Общее понимание гибридных угроз не означает однозначного определения, которое, вероятно, устарело бы на следующий день или могло бы повлиять на характер деятельности по противодействию гибридным угрозам. Гибридные угрозы не только разнообразны, но и специально разработаны для использования конкретных уязвимостей конкретных целей. Это означает, что каждая страна должна иметь свое собственное понимание того, какие гибридные угрозы могут быть направлены против нее. Это достигается путем тщательного анализа собственных уязвимостей, а не поиском универсального определения этой неоднозначной концепции.
Уязвимость стран может иметь последствия, выходящие за рамки их границ. Примерами этого могут служить глобальные системы позиционирования, транспортные системы или взаимосвязанные электрические сети, когда нападение на уязвимый узел в одной стране неизбежно будет иметь последствия для других стран, где такой уязвимости не существует. Поэтому гибридное нападение с использованием национальной уязвимости может потребовать не только суверенных действий, но и общего планирования и общих ответных мер. Хотя в этом случае элемент реагирования отсутствует, эта логика отражена в европейской программе защиты критически важных объектов инфраструктуры, которая призвана выявлять и защищать важнейшие объекты инфраструктуры, которые “в случае сбоя, инцидента или нападения могут оказать серьезное воздействие как на страну, в которой они размещены, так и по крайней мере еще на одно европейское государство.”
Меры ЕС и НАТО по противодействию гибридным угрозам
В 2016 году Европейская комиссия и Европейская служба внешних действий разработали совместную рамочную программу по противодействию гибридным угрозам, содержащую 22 действия для государств-членов и институтов, которые указывают способы определения гибридных угроз, повышения осведомленности о них и принятия мер по повышению устойчивости. Хотя эти действия отнюдь не являются исчерпывающими, была установлена четкая цель сделать противодействие гибридным угрозам приоритетом ЕС. Наиболее ощутимым результатом стало создание Hybrid Fusion Cell в составе Разведывательного и ситуационного центра ЕС и Европейского Центра передового опыта по противодействию гибридным угрозам в Хельсинки.
Гибридные угрозы также поднялись на первое место в повестке дня НАТО после появления «зеленых человечков» в Крыму в 2014 году, что создало острое понимание того, как военная сила может быть использована в Евроатлантическом регионе без объявления войны. НАТО быстро приняло стратегию противодействия гибридным угрозам, основанную на подходе «все НАТО». Подобно Европейскому Союзу, НАТО создало возможности для мониторинга и анализа гибридных угроз на основе разведывательных служб и сотрудничества с другими органами НАТО.
В июле 2016 года в Варшаве генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и президенты Европейской комиссии и Европейского совета Жан-Клод Юнкер и Дональд Туск подписали Совместную декларацию, в которой изложили «общий набор предложений» с 74 конкретными действиями, многие из которых сосредоточены на гибридных угрозах, создании устойчивости в кибербезопасности и стратегических коммуникациях. Вторая совместная декларация, согласованная в Брюсселе в июле 2018 года, была акцентирована на военной мобильности, борьбу с терроризмом и устойчивость к рискам, создаваемым химическими, биологическими, радиологическими и ядерными средствами.
Помимо того, что сотрудничество между НАТО и ЕС стало долгожданной платформой, представляющей общий интерес, противодействие гибридным угрозам привело к некоторым другим важным новым событиям в Европейском Союзе. Европейская комиссия и ЕСВД создали межведомственную группу по противодействию гибридным угрозам, которая регулярно проводит заседания на различных уровнях. Эта группа, призванная обеспечить общую осведомленность о событиях и процессах во всех европейских учреждениях, имеющих отношение к противодействию гибридным угрозам, является многообещающим первым шагом на пути к всеобъемлющей модели, связанной с безопасностью. В идеале это могло бы привести к созданию более прочной платформы для обеспечения гражданской и экономической готовности, кибербезопасности и других изначально многопрофильных вопросов.
454
Pages: 1 2