После быстрого краха афганского правительства и местных сил безопасности в августе 2021 года Генеральный секретарь Йенс Столтенберг предложил Североатлантическому совету, чтобы в Альянсе провели оценку участия НАТО в Афганистане.
Процесс изучения уроков Афганистана, начатый в сентябре, включал как военно-оперативные, так и политические обзоры, каждый из которых охватывал все этапы участия НАТО в операции в Афганистане, начиная с террористических нападений 11 сентября 2001 года и применения статьи 5 Вашингтонского договора, до эвакуации из Кабула.
Как таковой, период охватывал санкционированную ООН боевую миссию Международных сил содействия безопасности (МССБ) (2003-2014) и миссию НАТО «Решительная поддержка« (RSM) по обучению, консультированию и оказанию помощи афганским силам безопасности (2015-2021). (здесь и далее курсив — vsenato.ru)
В дополнение к процессу изучения военных уроков с использованием установленных процессов для миссий НАТО, Международный секретариат (International Staff) провел всеобъемлющий обзор совместно с союзниками по НАТО и Оперативными партнерами Миссии Решительной поддержки.
Процесс включал участие 19 экспертов, которые представили исторические, политические, оперативные и культурные перспективы участия НАТО. Было проведено семь заседаний Комитета заместителя Постоянного представителя, на которых было проведено обсуждение основных событий и факторов, влияющих на участие НАТО, а также сделаны ключевые выводы.
Председатель Комитета заместителя Постоянного представителя по совещаниям, посвященным урокам Афганистана, подготовил доклад, обобщающий эти обсуждения, который был рассмотрен и обсужден Североатлантическим советом на уровне Постоянных представителей и министров иностранных дел.
Доклад Председателя не отражает единодушного мнения союзников и партнеров по НАТО, а представляет собой попытку отразить общие выводы и рекомендации, обсуждавшиеся союзниками и экспертами в ходе этого процесса.
Эти ключевые выводы и рекомендации изложены ниже и предназначены информировать политических и военных руководителей НАТО о том, как они рассматривают и планируют управлять будущими операциями по урегулированию кризисов.
На протяжении многих лет сотни тысяч военнослужащих и гражданского персонала стран-союзников и партнеров служили в Афганистане.
Тысячи людей погибли, а многие получили как видимые, так и невидимые раны. По мере того как мы [НАТО] продолжаем извлекать уроки из нашего участия, мы должны уважать их службу и самопожертвование, а также всех афганцев, которые были с нами.
Основные выводы и рекомендации по результатам операции НАТО в Афганистане
Участие НАТО в Афганистане продемонстрировало огромную силу союзников, работающих над достижением общей цели. Политическая мощь, сплоченность и совокупный военный потенциал Североатлантического союза, демонстрируемые в Афганистане, остаются непревзойденными и должны быть сохранены, поскольку НАТО сталкивается со всё более опасной и сложной глобальной обстановкой в области безопасности.
Поэтому управление кризисными ситуациями должно оставаться основной задачей Альянса.
В целом, Международное сообщество сделало огромные инвестиции в Афганистан. Это установило уровень амбиций, который выходил далеко за рамки уничтожения убежищ террористов. НАТО добилось значительных успехов в борьбе с терроризмом.
Однако амбициозные цели по созданию стабильного Афганистана, хотя и не без важных достижений, оказались чрезвычайно сложными.
При планировании и проведении будущих операций союзники должны постоянно оценивать стратегические интересы, остро осознавать опасности расширения миссии и стремиться избегать принятия обязательств, выходящих далеко за рамки поставленных задач.
НАТО должно установить реалистичные и достижимые цели и стремиться к расширению участия других международных субъектов, которые лучше подходят для достижения этих невоенных результатов.
Миссии НАТО в Афганистане способствовали политической интеграции и военной совместимости сил союзников и партнеров, тем самым увеличивая общую политическую мощь и боевые возможности Североатлантического союза. НАТО следует подумать о том, как поддерживать уровень военной совместимости и политического диалога, достигнутый в результате оперативной работы с партнерами в Афганистане.
Будущие миссии НАТО по обучению, консультированию и оказанию помощи должны тщательно учитывать политические и культурные нормы принимающей страны и способность этого общества принимать меры по наращиванию [собственного] потенциала и обучению.
Отчетность с мест, во время проведения МССБ ( ISAF) и операции Решительная поддержка, часто задерживалась и была обременена дополнительными процедурами, что затрудняло союзникам эффективную оценку и предоставление соответствующих указаний.
Союзникам было бы полезно провести более содержательные дискуссии по переговорам о соглашении между США и Талибаном* (организация запрещена в РФ). В то же время консультации в феврале-марте этого года, о будущем нашей миссии, были открытыми, искренними и ясными.
Союзникам следует рассмотреть механизмы повышения своевременности и актуальности отчетности с мест проведения операций, для более интерактивных дискуссий в Совете.
Союзники по НАТО продемонстрировали способность проводить масштабную операцию по эвакуации в экстремальных условиях. Однако эвакуация, хотя и поддерживалась НАТО, но не проводилась под командованием и контролем НАТО.
НАТО следует рассмотреть вопрос о том, как укрепить свои возможности для поддержки и обеспечения эвакуации гражданских лиц в короткие сроки, во время будущих операций.
Не является официальным переводом.
Источник:
https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2021/12/pdf/2112-factsheet-afgh-lessons-en.pdf
285