Распространение баллистических ракет создает растущую угрозу населению, территории и войскам НАТО. Многие страны, находящиеся в непосредственной близости от НАТО, располагают баллистическими ракетами или пытаются их разработать или приобрести. Противоракетная оборона (ПРО) является одной из постоянных миссий НАТО и стало частью реагирования Североатлантического Альянса на эту угрозу через компонент Интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны НАТО (IAMD). ПРО НАТО носит строго оборонительный характер и поддерживает основную задачу НАТО по коллективной обороне.
Основные моменты
- В 2010 году союзники решили создать территориальный потенциал противоракетной обороны для выполнения основной задачи НАТО по коллективной обороне.
- НАТО несет ответственность за защиту своего населения, территории и войск в Европе в свете растущего распространения баллистических ракет.
- ПРО НАТО (NATO BMD) носит чисто оборонительный характер; это вклад в устранение долгосрочной угрозы безопасности, исходящей из-за пределов евроатлантического региона.
- В июле 2016 года союзники объявили о создании первоначального оперативного потенциала противоракетной обороны НАТО, которая обеспечивает более мощные возможности для защиты населения, территории и войск Альянса на юге европейских членов НАТО от потенциального нападения с помощью баллистических ракет.
- Потенциал противоракетной обороны НАТО объединяет активы и средства, обычно финансируемые всеми союзниками, а также включает добровольные силы и средства, предоставляемые отдельными союзниками.
- Несколько союзников уже предложили своё участие, разрабатывают или приобретают дополнительные средства противоракетной обороны, такие как модернизированные корабли с радарами, поддерживающими противоракетную оборону, наземные системы противовоздушной и противоракетной обороны или расширенные мощности обнаружения и оповещения.
Описание
Противоракетная оборона НАТО является частью Интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны НАТО и обладает некоторыми уникальными политическими и оперативными параметрами. Растущая угроза, создаваемая распространением баллистических ракет вблизи юго-восточной границы Североатлантического союза, была и остается движущей силой разработки и развертывания НАТО системы противоракетной обороны, которая предназначена для противодействия угрозам из-за пределов Евроатлантического региона. Конечной целью ПРО НАТО остается обеспечение полного охвата и защиты всего населения, территории и войск НАТО в Европе от баллистических ракет. Этот охват основан на принципах неделимости безопасности союзников и солидарности НАТО, справедливого распределения рисков и бремени. Он также учитывает уровень угрозы, её возможность и техническую осуществимость и соответствует последним общим оценкам угроз, согласованным Альянсом. В случае если международные усилия уменьшат угрозы, создаваемые распространением баллистических ракет, противоракетная оборона НАТО может и будет соответствующим образом адаптирована.
Компоненты ПРО НАТО
Система ПРО НАТО основана на добровольных национальных вкладах, включая финансируемые на национальном уровне перехватчики и системы обнаружения, а также инфраструктуру для их размещения. Она также основана на системе командования и управления работающей в рамках Программы ПРО НАТО (NATO BMD Programme). Только эти системы командования и управления имеют право на общее финансирование.
- Соединенные Штаты вносят свой вклад в ПРО НАТО посредством своего Европейского поэтапного адаптивного подхода (European Phased Adaptive Approach — EPAA).
- Турция размещает радар противоракетной обороны США в Кюречике;
- Румыния размещает базу ПРО Aegis Ashore США (система Иджис) на авиабазе Девеселу;
- Германия размещает командный центр на авиабазе Рамштайн;
- Польша размещает еще одну базу системы ИДЖИС, которая в настоящее время строится на военной базе Редзиково.
Кроме того, в контексте EPAA, Испания размещает на своей военно-морской базе в Роте четыре многофункциональных корабля, оснащенных противоракетной обороной системой Aegis, которые готовы поддержать миссию ПРО НАТО, если потребуется.
Несколько союзников в настоящее время предлагают дополнительные наземные системы противовоздушной и противоракетной обороны (такие как Patriot или SAMP/T) или дополнительные корабли в качестве других средств ПРО. Другие союзники также разрабатывают или приобретают средства, направленные на усиление противоракетной обороны, которые в конечном итоге могут быть предоставлены для ПРО НАТО.
Структуры отвечающие за ПРО НАТО
Комитет по оборонной политике и планированию противоракетной обороны (DPPC MD) является главным комитетом при Североатлантическом совете, который контролирует и координирует все усилия на военно-политическом уровне по развитию потенциала ПРО НАТО. Он также предоставляет военно-политические консультации по ПРО НАТО Североатлантическому совету.
Конференция национальных директоров по вооружениям (CNAD) является старшим комитетом, ответственным за руководство программой ПРО НАТО, направленной на разработку необходимых технических заданий для разработчиков и пользователей ПРО.
Военные структуры НАТО отвечают за разработку военной доктрины для ПРО и соответствующего оперативного планирования, подготовки и выполнения.
Комитет по противовоздушной и противоракетной обороне (AMDC) является комитетом, ответственным за общие политические аспекты IAMD НАТО.
Несколько других комитетов НАТО рассматривают ПРО НАТО в контексте более широких тем, таких как гражданское чрезвычайное планирование или управление кризисными ситуациями.
Эволюция ПРО НАТО
На саммите в Лиссабоне в 2010 году лидеры стран НАТО договорились решать проблемы противовоздушной и противоракетной обороны комплексным образом путем разработки Интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО (NATINAMDS), включая развитие территориального потенциала ПРО. NATINAMDS основана на ранее существовавшей Интегрированной системе противовоздушной обороны НАТО (NATINADS), усиленной новыми элементами ПРО.
Ключевым политическим документом, определяющим рамки деятельности НАТО в области ПРО, является Стратегическая концепция НАТО 2010 года. В Стратегической концепции, в частности, признается, что
…распространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и систем их доставки угрожает неисчислимыми последствиями для глобальной стабильности и процветания. В течение следующего десятилетия распространение будет наиболее острым в некоторых из наиболее нестабильных регионов мира.
Поэтому НАТО будет развивать способность защищать наше население и территории от нападения баллистических ракет в качестве основного элемента нашей коллективной обороны, которая способствует безопасности нашего Альянса.
Как оборонительный потенциал, ПРО является одним из элементов более широкого реагирования на угрозу, создаваемую распространением баллистических ракет.
Кроме того, ПРО является важным аспектом Обзора Стратегии сдерживания и обороны 2012 года. В этом документе говорится, что противоракетная оборона может дополнять роль ядерного оружия в сдерживании; но не может заменить его. Это чисто оборонительный потенциал, который создается в свете угроз из-за пределов евроатлантического региона. Ожидается, что возможности противоракетной обороны НАТО усложнят планирование противника и обеспечат уменьшение возможного ущерба. Эффективная противоракетная оборона могла бы также предоставить ценную возможность для принятия решений во времена кризиса. Как и другие системы вооружений, возможности противоракетной обороны не могут гарантировать полную и устойчивую эффективность. Потенциал противоракетной обороны НАТО, наряду с эффективными ядерными и обычными силами, будет свидетельствовать о нашей решимости сдерживать и защищать от любой угрозы обороне и безопасности нашего населения из-за пределов евроатлантического региона.
На саммите в Чикаго в 2012 году Североатлантический союз объявил о достижении Временного потенциала НАТО в области ПРО.
В июле 2016 года союзники объявили о достижении Первоначального оперативного потенциала ПРО НАТО для защиты населения, территории и войск Альянса на юге Европы от потенциального нападения баллистических ракет.
Начиная с 2003 года, НАТО и Россия участвовали в обсуждениях и мероприятиях, связанных с противоракетной обороной на театре военных действий (TBMD), под эгидой Совета Россия-НАТО (СРН). Начиная с 2010 года обсуждения и мероприятия расширились от TBMD к территориальной ПРО. НАТО и Россия рассмотрели возможные области сотрудничества в этой области. Прогресс, однако, был трудным, и в октябре 2013 года Россия приостановила обсуждения, связанные с ПРО между НАТО и Россией. В апреле 2014 года НАТО приостановило все практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее незаконную и неправомерную аннексию Крыма.
Подробнее об истории Противоракетной обороны НАТО
Источники:
https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_49635.htm?selectedLocale=en
https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_8206.htm
354