все о блоке нато

Всеобъемлющая политика НАТО в космосе

Вступление

1. Космос приобретает все большее значение для безопасности и процветания Североатлантического союза и союзников. Космос приносит пользу во многих областях — от мониторинга погоды, окружающей среды и сельского хозяйства до транспорта, науки, связи и банковского дела. Использование космоса значительно повысило способность союзников и НАТО предвидеть угрозы и реагировать на кризисы с большей скоростью, эффективностью и точностью. Эволюция использования космоса и стремительный прогресс в области космических технологий создали новые возможности, но также и новые риски, уязвимости и потенциальные угрозы для безопасности и обороны Североатлантического союза и союзников. Сегодня доступ к космосу и его использование больше не являются прерогативой немногих стран, технически способных запускать космические аппараты и управлять ими. Космические технологии и услуги стали более доступными, дешевыми и более эффективными. Большинство космических возможностей имеют двойное назначение, служат гражданским/коммерческим, а также военным целям, часто одновременно, что еще больше усложняет эту область (1). С точки зрения безопасности и обороны, космос становится все более спорным, перегруженным и конкурентным, и требует, чтобы Североатлантический союз мог действовать в условиях противодействия или препятствования доступу. Космические возможности союзников могут стать приоритетной целью, учитывая преимущества, которые космические системы предоставляют в условиях конфликта, и учитывая зависимость союзников от этих систем для обеспечения операций.

фото из космоса
Угрозы связанные с космической средой

2. Космос — это уникальная физическая область, которая бросает вызов традиционным представлениям союзников о времени, расстоянии и географии. Потенциальные противники разрабатывают, тестируют и вводят в действие сложные технологии комического противодействия, которые могут угрожать доступу союзников к космосу и свободе действий в нем. Эти технологии включают в себя широкий спектр противокосмических возможностей для нарушения, ухудшения, обмана, препятствования доступу или уничтожения возможностей и услуг, от которых союзники — и Альянс – могут критически зависеть. Потенциальные противники увеличивают собственное использование космического пространства, тем самым расширяя свои возможности по проецированию силы с повышенной точностью, скоростью и эффективностью. Они также используют космические возможности для отслеживания сил НАТО и союзников, учений и других мероприятий. Спутниковая навигация и коммерческие услуги также используются для планирования и определения целей потенциальными противниками, в том числе негосударственными субъектами. Возможности, разрабатываемые потенциальными противниками, могут быть использованы против Североатлантического союза для того, чтобы, в частности:

  • a) Подвергать риску космические объекты и средства, тем самым усложняя способность НАТО принимать решительные меры в условиях кризиса или конфликта;
  • b) Препятствование доступу или ухудшение возможностей средств космического базирования союзников и НАТО, критически важных для управления полем боя и ситуационной осведомленности, а также способности эффективно действовать в условиях кризиса или конфликта.;
  • c) Создавать воздействия на космические системы союзников, которые наносят ущерб или разрушают экономическую или общественную жизнь и нарушают принцип свободного использования космоса, но при этом остаются ниже пороговых значений, которые могут повлечь ответное применения силы, вооруженного нападения или агрессивных действий.

3. Угрозы и риски, связанные с космосом, могут различаться по форме и интенсивности, начиная от некинетических систем начального уровня, которые создают обратимые эффекты (такие как помехи связи или сигналов GPS), до высококлассных кинетических возможностей, которые вызывают необратимые последствия и которые могут привести к значительным и неблагоприятным долгосрочным воздействиям на космическую среду. В частности, последнее может привести к образованию космического мусора, что приведет к снижению доступности и удобства использования орбит и сопутствующему ущербу. Стоит отметить, что целями такого потенциала могут быть как части космического базирования (спутники), так и наземного базирования (наземные станции и пусковые установки), а также обеспечение связи между ними. В дополнение к антропогенным рискам космические системы также уязвимы к природным явлениям и авариям.

4. Ряд стран разрабатывают противокосмические и противоспутниковые системы (2). Потенциальные противники, в частности, развивают широкий спектр возможностей от некинетических (таких как «ослепление», и помехи для космических средств) до кинетических систем (таких как противоспутниковые ракеты земля-космос, противоспутниковые системы на орбите, а также лазерные и электромагнитные возможности). Такие средства разрушения, ухудшения или препятствования доступу еще более усугубляются уязвимостью космоса к гибридным угрозам и связанной с этим трудностью определения вредных последствий для космических систем. Некоторые угрозы, такие как помехи сигналу и кибератаки, потенциально могут быть вызваны также негосударственными субъектами, включая террористические организации. Многие угрозы космическим системам союзников исходят из киберпространства и, вероятно, будут только усиливаться.

Принципы и постулаты

5. Всеобъемлющая космическая политика НАТО основана на ряде принципов и постулатах, которые согласуются с общей позицией Североатлантического союза:

  • a) Космос необходим для согласованного сдерживания и обороны Альянса;
  • b) Космос по своей сути является глобальной средой, и любой конфликт, который распространяется на космос, потенциально может повлиять на всех пользователей космоса. Даже в тех случаях, когда НАТО не участвует в конфликте, космические системы союзников могут быть затронуты;
  • c) Свободный доступ, исследование и использование космического пространства в мирных целях отвечает общим интересам всех наций. НАТО и союзники будут продолжать осуществлять всю деятельность в космическом пространстве в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию (3);
  • d) Космос не подлежит присвоению какой-либо стране и притязаний на суверенитет в нём (4);
  • e) Союзники сохранят юрисдикцию и контроль над своими объектами в космосе (5), а также полную власть и суверенитет над своими космическими возможностями и ресурсами;
  • f) Учитывая, что Североатлантический союз не стремится развивать собственный космический потенциал (6), Союзники обязуются предоставлять на добровольной основе и в соответствии с национальными законами, правилами и политикой космические данные, продукты, услуги или возможности, которые могут потребоваться для операций, миссий и других видов деятельности Североатлантического союза;
  • g) НАТО не стремится стать  независимым космическим субъектом. НАТО будет стремиться дополнять и повышать ценность работы союзников и взаимодействовать с другими соответствующими международными организациями, по мере необходимости, избегая ненужного дублирования усилий;

Подход НАТО к космосу

6. Ключевые роли. В соответствии с изложенными выше принципами общий подход НАТО к космосу будет сосредоточен на следующих ключевых ролях:

  • a) Интеграция космических и связанных с космосом идей в выполнение основных задач НАТО: таких как коллективная оборона, управление кризисами и, при необходимости, обеспечение безопасность на основе сотрудничества;
  • b) Служит форумом для военно-политических консультаций и обмена информацией о соответствующих космических разработках, связанных с сдерживанием и обороной, с целью информирования Североатлантического союза о ситуации, принятии решений, готовности и управлении позицией по всему спектру конфликтов. Такие консультации могли бы охватывать угрозы, вызовы, уязвимости и возможности, а также учитывать развитие правовых и поведенческих норм на других форумах;
  • с) Обеспечение эффективного предоставления космической поддержки и влияния на операции, миссии и другие виды деятельности Североатлантического союза;
  • d) Содействие развитию совместимости и взаимодействия между космическими услугами, продуктами и возможностями Союзников;

В для обеспечения этих ключевых ролей НАТО будет осуществлять действия по следующим направлениям:

7. Космическая поддержка в операциях, миссиях и других видах деятельности. Постоянный и безопасный доступ к космическим услугам, продуктам и возможностям имеет важное значение для доверия к позиции Североатлантического союза, управления этой позицией и проведения операций, миссий и других мероприятий Североатлантического союза. НАТО необходимы космические системы в следующих функциональных областях:

  • a) Осведомленность о космической ситуации необходима для понимания оперативной обстановки, что повышает стратегическое упреждение и устойчивость Североатлантического союза. Это является необходимым условием для выявления рисков и угроз в космосе, из космоса и направленных в космос, а также для предложения мер по смягчению возможных последствий;
  • b) Разведка, наблюдение и рекогносцировка требуют космических возможностей для стратегической, оперативной и тактической оценки, ситуационной осведомленности и поддержки принятия решений и планирования;
  • c) Космический мониторинг атмосферы, океанической и космической среды важен для планирования и выполнения миссий и операций НАТО;
  • d) Спутниковая связь необходима во всех миссиях НАТО. Операции НАТО требуют наличия спутниковой связи для эффективной и действенной поддержки консультаций, командования и контроля;
  • e) Позиционирование, навигация и синхронизация времени имеют важное значение во всех миссиях НАТО. Они обеспечивают точное позиционирование и позволяют синхронизировать усилия по всему спектру военных операций;
  • f) Совместное раннее предупреждение — это способность, которая способствует сдерживанию и обороне, обеспечивая постоянный мониторинг и предупреждение о ракетных пусках и других действиях.

 55 

Популярное

Популярные статьи

Базы НАТО на карте

Для тех, кого интересуют просто точки на карте - она внизу. Однако, есть очень важный момент - какие же объекты ...

Узнать больше

Все секретари НАТО

Список генеральных секретарей НАТО с момента создания Альянса: 1 Гастингс Исмей (Hastings Lionel Ismay) - 1952-1957 2 Поль-Анри Спаак (Paul Henri Charles ...

Узнать больше

Карта стран НАТО 2018

Карта европейских стран НАТО (по понятным причинам США и Канада здесь не обозначены). Остальные члены НАТО на карте присутствуют.     С порядком вступления ...

Узнать больше

Краткая история НАТО

Это Краткая история описывает историческую эволюцию НАТО как оборонительного союза с 1945 по 2012 год. Опубликовано на официальном сайте НАТО ...

Узнать больше

Страны входящие в НАТО

Организация Североатлантического договора* или North Atlantic Treaty Organization (отсюда появилась аббревиатура NATO) была основана 4 апреля 1949. Именно в этот ...

Узнать больше