Разделяя стратегические интересы и сталкиваясь с одинаковыми вызовами, НАТО и Европейский союз (ЕС) сотрудничают по вопросам, представляющим общий интерес, и работают бок о бок в области кризисного регулирования, развития потенциала и политических консультаций, а также оказывают поддержку своим общим партнерам как на востоке, так и на и юге. ЕС является уникальным и важным партнером для НАТО. Обе организации имеют общие ценности и сталкиваются со схожими угрозами и вызовами.
- Отношения между НАТО и ЕС окончательно сформировались в начале 2000-х годов, опираясь на шаги, предпринятые ещё в 1990-е годы для обеспечения большей ответственности Европы в вопросах обороны (сотрудничество НАТО и Западноевропейского Союза — ЗЕС).
- Декларация НАТО-ЕС 2002 года о европейской политике безопасности и обороне (ЕПБО) подтвердила гарантированный доступ ЕС к возможностям НАТО при планировании собственных военных операций ЕС.
- В 2003 году так называемые договоренности «Берлин плюс» заложили основу для поддержки НАТО операций под руководством ЕС, в которых Североатлантическим союз в целом не участвует.
- На Лиссабонском саммите 2010 года союзники подчеркнули свою решимость улучшить стратегическое партнерство НАТО-ЕС. Стратегическая концепция 2010 года обязывает Североатлантический союз более тесно сотрудничать с другими международными организациями в целях предотвращения кризисов, урегулирования конфликтов и стабилизации постконфликтных ситуаций.
- В июле 2016 года в Варшаве обе организации наметили направления для укрепления сотрудничества в свете общих вызовов на востоке и юге, включая противодействие гибридным угрозам, повышение устойчивости, наращивание оборонного потенциала, киберзащиту, безопасность на море и учения.
- В качестве последующей меры в декабре 2016 года министры иностранных дел стран НАТО одобрили заявление, к которому были приложены 42 общих мероприятия по развитию сотрудничества между НАТО и ЕС. Еще 32-е меры были согласованы в декабре 2017 года.
- 10 июля 2018 года в совместном заявлении обе организации договорились сосредоточиться на быстром прогрессе в области военной мобильности, борьбы с терроризмом и укрепления устойчивости к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным рискам…
- Лидеры стран НАТО приветствовали эту совместную декларацию на саммите в Брюсселе в июле 2018 года, а также отметили ощутимые результаты, достигнутые с 2016 года. Они признали, что развитие европейского оборонного потенциала, обеспечивая согласованность и взаимодополняемость и избегая ненужного дублирования, играет ключевую роль в совместных усилиях по обеспечению безопасности евроатлантического региона и способствует трансатлантическому распределению бремени.
- Тесное сотрудничество между НАТО и ЕС является важным элементом в разработке международного «всеобъемлющего подхода» к кризисному управлению и операциям, который требует эффективного применения как военных, так и гражданских средств.
- В настоящее время 22 члена ЕС входит в НАТО
Укрепление стратегического партнерства НАТО-ЕС особенно важно в нынешних условиях безопасности, когда обе организации и их члены сталкиваются с одинаковыми вызовами на востоке и юге.
В Варшаве в июле 2016 года лидеры стран НАТО подчеркнули, что ЕС остается уникальным и важным партнером для НАТО. Активизация консультаций на всех уровнях и практическое сотрудничество в области операций и развития потенциала принесли конкретные результаты. Проблемы безопасности в общих восточных и южных районах двух организаций делают укрепление стратегического партнерства еще более важным, чем когда-либо.
Лидеры стран НАТО приветствовали совместное заявление, опубликованное в Варшаве генеральным секретарем НАТО, председателем Европейского совета и председателем Европейской комиссии, в котором излагается ряд действий, которые обе организации намерены предпринять совместно в конкретных областях, включая учения, противодействие гибридным угрозам, повышение устойчивости, наращивание оборонного потенциала, киберзащиту, безопасность на море.
В качестве последующих мер в декабре 2016 года министры иностранных дел стран НАТО одобрили 42 меры по продвижению совместной работы НАТО и ЕС, в том числе:
— меры по повышению устойчивости к гибридным угрозам, начиная от кампаний дезинформации и заканчивая острыми кризисами;
— сотрудничество между операцией НАТО Sea Guardian и операцией ЕС NAVFOR Sophia в Средиземном море;
— обмен информацией о киберугрозах и обмен передовым опытом в области кибербезопасности;
— обеспечение согласованности и взаимодополняемости процессов оборонного планирования друг друга;
— параллельные и скоординированные учения;
— усилия по поддержке потенциала стран-партнеров в секторах безопасности и обороны.
В декабре 2017 года были предприняты дальнейшие шаги по активизации сотрудничества НАТО-ЕС путем добавления 32 новых мер, в том числе в трех новых областях:
1) мобильность военных для обеспечения быстрого перемещения сил и техники по Европе в случае необходимости, что требует процедур быстрого пересечения границ, достаточных транспортных средств и надежной инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, порты и аэропорты);
2) обмен информацией в области борьбы с терроризмом и укрепление координации в этой области со странами-партнерами;
3) поощрение роли женщин в обеспечении мира и безопасности.
10 июля 2018 года, накануне саммита НАТО в Брюсселе, обе организации подчеркнули важность продолжения сотрудничества для решения многочисленных и постоянно меняющихся проблем в области безопасности. Они согласны сосредоточить свое внимание на быстром прогрессе в областях военной мобильности, борьбы с терроризмом и укрепления устойчивости к химическим, биологическим, радиологическим и ядерным рискам… Они также приветствуют взаимодополняющие и взаимоусиливающие усилия ЕС и НАТО по укреплению потенциала в области обороны и безопасности.
На саммите в Брюсселе в июле 2018 года лидеры стран НАТО приветствовали совместную декларацию и ощутимые результаты, достигнутые в ряде областей, подчеркнув свою решимость развивать и углублять сотрудничество путем полного осуществления общего комплекса мер, состоящих из 74 предложений.
Они признали, что развитие согласованного, взаимодополняющего и совместимого оборонного потенциала, избегая дублирования, является ключом к совместным усилиям по обеспечению безопасности евроатлантического региона. Такие усилия приведут к укреплению НАТО, помогут укрепить общую безопасность, внесут вклад в трансатлантическое распределение бремени (расходов прим. vsenato.ru), помогут обеспечить необходимый потенциал и поддержат общее увеличение расходов на оборону.
Лидеры стран НАТО также приветствовали призыв к более глубокому сотрудничеству между НАТО и ЕС со стороны Европейского совета в июне 2018 года. Они отметили, что наиболее полное участие стран, не являющихся членами ЕС, в усилиях ЕС по укреплению его потенциала для решения общих проблем безопасности имеет важное значение для укрепления стратегического партнерства между НАТО и ЕС.
Генеральный секретарь НАТО и высокий представитель ЕС регулярно отчитываются перед союзниками по НАТО и государствами-членами ЕС о прогрессе в сотрудничестве. (См. отчеты: июнь 2017, Ноябрь 2017, Июнь 2018, июнь 2019)
Европейские союзники, не входящие в ЕС, вносят значительный вклад в эти усилия. Для стратегического партнерства между НАТО и ЕС необходимо их самое полное участие в этих усилиях.
НАТО и ЕС могут и должны играть взаимодополняющую и взаимоукрепляющую роль в поддержании международного мира и безопасности.
Практическое сотрудничество НАТО и ЕС
Борьба с незаконной торговлей людьми в Эгейском и Средиземном морях.
11 февраля 2016 года министры обороны стран НАТО приняли решение развернуть корабли в Эгейском море для оказания поддержки Греции и Турции, а также пограничному агентству Европейского Союза Frontex в их усилиях по преодолению кризиса беженцев и мигрантов.
Постоянная морская группа НАТО 2 (SNMG2) проводит разведку, мониторинг и наблюдение в территориальных водах Греции и Турции, а также в международных водах.
Развертывание в Эгейском море направлено на поддержку международных усилий по сокращению масштабов торговли людьми и незаконной миграции. Корабли НАТО предоставляют информацию в режиме реального времени береговой охране и соответствующим национальным органам Греции и Турции, а также компании Frontex, помогая им в их усилиях по преодолению этого кризиса.
В октябре 2016 года министры договорились продлить пребывание НАТО в Эгейском море, а также решили, что новая операция НАТО Sea Guardian будет поддерживать операцию ЕС Sophia в центральном Средиземноморье с помощью кораблей и самолетов НАТО, которые готовы помочь повысить ситуационную осведомленность ЕС и обеспечить материально-техническую поддержку.
Западные Балканы
В июле 2003 года ЕС и НАТО опубликовали «согласованный подход к Западным Балканам». Он очерчивает основные направления сотрудничества и подчеркивает общее видение и решимость обеих организаций обеспечить стабильность в регионе.
Республика Северная Македония
31 марта 2003 года возглавляемая ЕС операция «Конкордия» взяла на себя функции миссии НАТО «Союзная гармония» (Allied Harmony) в стране, известной в то время как Бывшая Югославская Республика Македония. Эта миссия, завершившаяся в декабре 2003 года, стала первой операцией под эгидой «Берлин плюс», в ходе которой ресурсы НАТО были предоставлены в распоряжение ЕС.
Босния и Герцеговина
Опираясь на результаты операции «Конкордия» и после завершения деятельности возглавляемых НАТО Сил по стабилизации (SFOR) в Боснии и Герцеговине, ЕС 2 декабря 2004 года развернул новую миссию под названием Операция «Алфея». Силы ЕС (EUFOR) действуют в рамках договоренностей «Берлин плюс», опираясь на опыт планирования НАТО и на другие активы и возможности Североатлантического союза. Заместитель начальника штаба (SHAPE NATO) является командующим операцией «Алтея».
Косово
НАТО возглавляет миротворческие силы в Косово (СДК) с 1999 года. ЕС в течение многих лет предоставлял гражданские ресурсы для миссии ООН в Косово (UNMIK) и согласился взять на себя полицейский компонент миссии ООН. Миссия Европейского Союза по вопросам верховенства права (EULEX) в Косово, развернутая в декабре 2008 года, является крупнейшей гражданской миссией, когда-либо учрежденной в рамках общей политики в области безопасности и обороны. Главная цель заключается в оказании помощи и поддержка косовских властей в области верховенства права, в частности в полицейской сфере, в судебной системе и таможни. EULEX тесно сотрудничает с СДК.
Сотрудничество в других регионах
Афганистан
В течение последнего десятилетия НАТО и ЕС играли ключевую роль в обеспечении мира и стабильности в Афганистане в рамках более широких усилий международного сообщества по осуществлению всеобъемлющего подхода к оказанию помощи этой стране. Возглавляемые НАТО международные силы содействия безопасности (МССБ) помогли создать стабильную и безопасную обстановку, в которой афганское правительство, а также другие международные субъекты могли бы строить демократические институты, укреплять верховенство права и восстанавливать страну. Как МССБ, так и ее преемница миссия Решительная поддержка (Resolute Support Mission) сотрудничали с Миссией ЕС по вопросам верховенства права (EU’s Rule of Law Mission — EUPOL), которая действовала в Афганистане с июня 2007 года по декабрь 2016 года. Советники EUPOL в Министерстве внутренних дел Афганистана и Афганской Национальной полиции поддержали реформу министерства и развитие гражданской полиции. ЕС также инициировал программу реформы системы правосудия и помог финансировать гражданские проекты в Провинциальных группах по восстановлению (Provincial Reconstruction Teams) под руководством НАТО.
Дарфур
Как НАТО, так и ЕС поддержали миссию Африканского союза в Дарфуре, Судан, в части, которая касается ротации воздушных перевозок.
Пиратство
В течение нескольких лет военно-морские силы НАТО, развернутые в рамках операции «Оушен Шилд» (2008-2016 гг.) и военно-морские силы ЕС (операция «Аталанта»), работали бок о бок с другими участниками у берегов Сомали для выполнения антипиратских миссий.
Ирак
И НАТО, и ЕС наращивают свое присутствие в Ираке. ЕС уделяет особое внимание гражданскому сектору безопасности. НАТО помогает наращивать возможности иракских структур обороны и безопасности. Помощь осуществляется путем проведения небоевой миссии НАТО по обучению, начатой на саммите в Брюсселе в июле 2018 года по просьбе правительства Ирака. Миссия НАТО будет дополнять текущие усилия коалиции по разгрому ИГИЛ / ДАИШ.
Другие направления сотрудничества ЕС и НАТО
Политическое консультирование
За последние два года круг тем, обсуждаемых между НАТО и ЕС, значительно расширился, особенно по вопросам безопасности на европейском пространстве или в его непосредственной близости. После кризиса на Украине обе организации регулярно обмениваются мнениями по своим соответствующим решениям, особенно в отношении России, с тем чтобы их послания и действия дополняли друг друга. Консультации также затрагивали события на Западных Балканах, в Ливии и на Ближнем Востоке.
Возможности
Вместе с операциями, развитие возможностей является областью, в которой сотрудничество имеет важное значение и где есть потенциал для дальнейшего роста. Группа НАТО-ЕС по потенциалу (NATO-EU Capability Group) была создана в мае 2003 года — для обеспечения согласованности и взаимного укрепления усилий НАТО и ЕС в развитии возможностей.
После создания в июле 2004 года Европейского оборонного агентства ( European Defence Agency — EDA) для координации работы в рамках ЕС по развитию оборонного потенциала, сотрудничеству в области вооружений, приобретению и исследованиям, эксперты EDA вносят свой вклад в работу Группы по потенциалу.
В числе других вопросов Группа рассмотрела общие проблемы недостаточной компетенции в таких областях, как противодействие самодельным взрывным устройствам и медицинская поддержка. Группа также играет важную роль в обеспечении транспарентности и взаимодополняемости между работой НАТО в области «умной обороны» и инициативой ЕС по объединению и обмену информацией (Sharing initiative).
Терроризм и распространение ОМУ
И НАТО, и ЕС привержены борьбе с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ). Они обмениваются информацией о своей деятельности в области защиты гражданского населения от химических, биологических, радиологических и ядерных нападений.
Гражданское чрезвычайное планирование
Обе организации также сотрудничают в области гражданского чрезвычайного планирования путем обмена перечнями мер, принятых в этой области.
Члены НАТО не входящие В ЕС
Албания, Канада, Исландия, Черногория, Норвегия, Турция и Соединенные Штаты, являются членами НАТО, но не входят в Европейский союз. Однако они принимают участие в совещаниях НАТО-ЕС.
Страны ЕС не входящие в НАТО
Австрия, Финляндия, Ирландия, Швеция. Они также принимают участие в указанных выше совещаниях.
Рамки сотрудничества ЕС и НАТО
Обмен письмами между Генеральным секретарем НАТО и председателем ЕС в январе 2001 года определил рамки сотрудничества и формы консультаций по вопросам безопасности между двумя организациями. Сотрудничество получило дальнейшее развитие с подписанием в декабре 2002 года Декларации НАТО-ЕС ЕПБО (Декларация НАТО-ЕС по Европейской политике в области безопасности и обороны), и в марте 2003 года Соглашения об основах сотрудничества.
Декларация НАТО-ЕС по ЕПБО:
декларация НАТО-ЕС по ЕПБО, согласованная 16 декабря 2002 года, подтвердила гарантированный доступ ЕС к возможностям НАТО по планированию своих собственных военных операций и подтвердила политические принципы стратегического партнерства:
— эффективные взаимные консультации;
— равенство и должное уважение автономии принятия решений ЕС и НАТО;
— уважение интересов государств-членов ЕС и НАТО; — уважение принципов Устава Организации Объединенных Наций;
— последовательное, прозрачное и взаимоусиливающее развитие общих для обеих организаций требований к военному потенциалу.
Договоренности «Берлин плюс“:
в рамках сотрудничества, принятые 17 марта 2003 года, так называемые договоренности ”Берлин плюс» обеспечивают основу для сотрудничества НАТО-ЕС в области управления кризисными ситуациями в контексте операций под руководством ЕС, в которых используются коллективные средства и возможности НАТО, включая командные механизмы и помощь в оперативном планировании. По сути, они позволяют Североатлантическому союзу поддерживать операции под руководством ЕС, в которых НАТО в целом не участвует.
НАТО и ЕС регулярно встречаются для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. Встречи проходят на различных уровнях, в том числе на уровне министров иностранных дел, послов, военных представителей и советников по вопросам обороны. На всех уровнях проводятся регулярные переговоры между структурами НАТО и структурами ЕС (Европейской службой внешних действий, Европейским оборонным агентством, Европейской комиссией и Европейским парламентом).
Для содействия сотрудничеству на оперативном уровне были созданы постоянные механизмы военной связи. С ноября 2005 года в военном штабе ЕС действует постоянная группа связи НАТО, а в марте 2006 года в штаб-квартире НАТО SHAPE (Верховное главнокомандование Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) НАТО в Европе) была создана группа ЕС.
История взаимоотношений НАТО и ЕС
по материалам: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_49217.htm?selectedLocale=en
1,314