все о блоке нато

Хватит ли у России средств на свои военные амбиции?

Недавние экономические трудности в России заставили многих наблюдателей сомневаться в экономической устойчивости текущих целей страны и расходов на оборону. Последние макроэкономические прогнозы указывают на более отрезвляющую перспективу.

Россия прошла около половины пути, согласно Государственной программе по перевооружению, которая расcчитана на десятилетие и предусматривает закупку большого количества новых или модернизированных систем вооружения и другого военного оборудования, для всех служб вооруженных сил, в период с 2011 по 2020 год. Изначально программа предвидела общий объем расходов на вооруженные силы, в размере 19 трлн рублей, или 647 млрд долларов США по среднему номинальному курсу в 2011 году. Помимо этого, расходы на персонал, мероприятия и операции. Сможет ли Россия найти финансовые ресурсы, которые требуют все эти обязательства?

Изменения в 2014 не были благосклонны к экономике России. ВВП, в значительной мере зависящий от доходов, полученных от экспорта нефти и газа, пострадал от сильного падения цен на нефть, которое произошло в конце 2014 года. ВВП России сократился на 3,7% в реальном выражении в 2015 году и скорее всего упадет еще на 0,8% в этом году, по данным на октябрь этого года (прогноз МВФ).

Восстановление ожидается в 2017 — небольшое, если цены на нефть окажутся умеренными или несколько более сильное, если начнется ралли на нефтяном рынке. Западные экономические санкции, между тем, продолжают оказывать давление на бизнес и инвестиционный климат в стране, демонстрируя четкий сигнал Запада о неодобрении агрессивных действий России в отношении Украины.

Негативные изменения ВВП и низкие цены на нефть, естественно, отражаются в более сложной финансовой ситуации. В 2016 году общие доходы Правительства упали до уровня 2010 года, в реальном выражении (см график 1). То же верно и для всех расходов, кроме обороны. Расходы на оборону в 2015 году, наоборот, выросли более чем на 60% в реальном выражении по сравнению с 2010 годом.

Первоначально заложенные в бюджете расходы на оборону в 2016 году — в том числе с учетом дополнений в августе 2016 года и корректировки на инфляцию — должны быть примерно равны уровню 2015 года в номинальном выражении или почти на 8% ниже в реальном выражении. Совсем недавно прошло сообщение о возмещении банкам, которые участвуют в со финансировании гособоронзаказа, около 678 млрд рублей государственных гарантий. С этой поправкой, общий объем расходов на оборону в 2016 году должен составить 3,89 трлн рублей. Это примерно на 14% больше в реальном выражении, чем в 2015 году, и более чем на 80% превышает уровень расходов на оборону 2010 года (реальный уровень расходов).

Источник: база данных мировых экономических перспектив МВФ, октябрь 2016 года; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство РФ; расчеты автора.

Сценарии до 2020 года

Без учета дополнительных расходов 2016 года носящих разовый характер, о которых указывалось выше, бюджетные данные свидетельствуют о стабилизации относительного значения расходов на оборону (см. График 2). После нескольких лет стремительного роста, с учетом текущих и прогнозируемых нагрузок, разумно ожидать, что официальные российские расходы на оборону останутся на уровне 12% от общего дохода в номинальном выражении в ближайшие годы.

Источник: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; расчеты автора. Без учета единовременных компенсаций, связанных с оборонными государственными гарантиями в октябре 2016 года.

Исходя из этого предположения и используя мировой экономический прогноз МВФ до октября 2016 года, можно попытаться сделать прогноз по будущим российским расходам на оборону. Можно также взглянуть на ряд последствий такого сценария для государственных расходов в целом и будущего бюджетного дефицита.

Это проблема со многими неизвестными. Россия могла бы выбрать сценарий предлагаемый МВФ и стремиться к небольшому бюджетному профициту уже к 2020 году. В сочетании с фиксированной долей расходов на оборону, эта консервативная бюджетная траектория подразумевала бы ежегодное последовательное падение необоронных расходов в реальном выражении. Так как это может негативно воздействовать на уровень жизни и на общественное мнение внутри страны, сделаем еще одно предположение — необоронные расходы должны оставаться неизменными в реальном выражении. Назовем его «измененным сценарием» и согласно ему, дефицит в будущем будет выше (см график 3).

Источник: база данных мировых экономических перспектив МВФ, октябрь 2016 года; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; расчеты автора и предположения. Отрицательное значение указывает на профицит бюджета.

Высокий дефицит означает более высокий уровень заимствований и соответствующие увеличение государственного долга — этот путь в Москве могут воспринимать негативно, а могут и не воспринимать. Однако, увеличение фискальных усилий в других областях может сократить накопление такого дефицита. Они могут включать в себя повышение налогов и частичную приватизацию государственных предприятий — но насколько желательны такие варианты могут показаться лидерам? В целом, более высокий рост цен на нефть, чем предполагает МВФ в октябре 2016 года, окажет помощь в большей свободе действий.

Обсуждение наиболее благоприятной фискальной политики в Москве продолжается. Минфин РФ, со своей стороны, рассматривает сценарий снижения дефицита, который находится где то между сценарием МВФ и нашим «измененным сценарием» и предполагает более высокие внешние заимствования, а не повышение налогов. Также сообщается, что Министерство предполагает значительное сокращение расходов на оборону в период с 2017 по 2019 год до уровней 2,7-2,9 трлн рублей в год, по сравнению с 3,2 трлн, которые были достигнуты в 2015 году. С другой стороны, по видимому тем же министерством, предложен механизм, позволяющий увеличивать расходы на оборону или внутреннюю безопасность до 10% от общей суммы расходов федерального бюджета. Поэтому предельные уровни трат на оборону, которые могут произойти в ближайшие три года предсказать сложно.

 303 

Популярное

Популярные статьи

Базы НАТО на карте

Для тех, кого интересуют просто точки на карте - она внизу. Однако, есть очень важный момент - какие же объекты ...

Узнать больше

Все секретари НАТО

Список генеральных секретарей НАТО с момента создания Альянса: 1 Гастингс Исмей (Hastings Lionel Ismay) - 1952-1957 2 Поль-Анри Спаак (Paul Henri Charles ...

Узнать больше

Карта стран НАТО 2018

Карта европейских стран НАТО (по понятным причинам США и Канада здесь не обозначены). Остальные члены НАТО на карте присутствуют.     С порядком вступления ...

Узнать больше

Краткая история НАТО

Это Краткая история описывает историческую эволюцию НАТО как оборонительного союза с 1945 по 2012 год. Опубликовано на официальном сайте НАТО ...

Узнать больше

Страны входящие в НАТО

Организация Североатлантического договора* или North Atlantic Treaty Organization (отсюда появилась аббревиатура NATO) была основана 4 апреля 1949. Именно в этот ...

Узнать больше