Самолеты системы дальнего воздушного предупреждения и управления (АВАКС) НАТО руководили истребителями шведских ВВС в воздушном пространстве страны, демонстрируя продолжающуюся интеграцию вооруженных сил Швеции с НАТО.
Самолеты АВАКС НАТО заложили основу для беспрепятственного взаимодействия с военно-воздушными силами Швеции, работая над нормализацией процедур получения дипломатического разрешения, необходимых для полетов в воздушном пространстве Швеции. Во время летных упражнений 1 и 2 сентября шведские самолеты JAS-39 Gripen из состава эскадрилий Блекинге (Blekinge) и Скараборг (Skaraborg) выполняли полеты под управлением самолета ДРЛО AWACS. Как сообщает сайт Авиационного командования НАТО — это важный шаг на пути к регулярным тренировкам и тактическому сотрудничеству Североатлантического Альянса со Швецией.
Полковник Деннис Хедстрем, командующий штаба ВВС Швеции:
Швеция уже шесть месяцев является членом НАТО и добивается больших успехов в продвижении интеграции в военно-воздушные силы и командные структуры Альянса.
Выполняя рутинные операции и мероприятия с использованием общих систем вооружений, мы становимся сильнее вместе и повышаем нашу оперативную совместимость.
Прошедшие тренировки не являются первым случаем, когда самолеты системы АВАКС НАТО находятся в воздушном пространстве Швеции, поскольку они регулярно обеспечивают воздушное наблюдение и контроль во время крупных международных учений Швеции, таких как Arctic Challenge.
Из сообщения Allied Air Command:
Цель [тренировок] состоит в том, чтобы нормализовать процедуры проведения таких маневров, которые помогут повысить гибкость и возможности системы командования и контроля воздушными силами НАТО.
Два шведских офицера связи из батальона боевого управления и воздушного наблюдения находились на борту самолета АВАКС НАТО, чтобы обеспечить надлежащую координацию со шведскими властями.
Возможность интегрировать систему АВАКС в ежедневные операции является важным шагом на пути интеграции Швеции в НАТО и еще одним доказательством того, что границы между национальными и международными операциями стираются, рассказал шведский оператор, находившийся на борту самолета АВАКС.
Полковник Деннис Хедстрем:
В Швеции эксплуатируется аналогичный самолет ASC 890, который, как и более крупный E-3A, обеспечивает управление полетами и наблюдение за большими территориями с помощью радара, установленного на крыше. Оба типа самолетов дополняют стационарные центры обнаружения и наблюдения.
НАТО владеет и эксплуатирует парк самолетов E-3A AWACS и регулярно использует их в рамках раннего предупреждения, командования и контроля воздушного пространства как в ходе реальных, так и учебных операций.
Статьи по теме: Отношения Швеции и НАТО
Источники:
https://ac.nato.int/archive/2024/NATO_AWACS_SWE_jets
241