Цели инвестиционной программы НАТО в области безопасности заключаются в укреплении мира, безопасности и стабильности путем укрепления и поддержания прочных трансатлантических связей, демонстрирующих твердую солидарность НАТО, а также в развитии успешной практики разделения ролей, рисков, обязанностей, затрат и выгод, которые связывают НАТО как союз.
Основные элементы Программы НАТО по инвестициям в безопасность называются Пакетами Возможностей (Capability Packages), и эти Пакеты состоят из ряда Проектов. Число проектов, содержащихся в одном Пакете Возможностей, может варьироваться от одного, называемого автономным проектом (SAP), до более сотни проектов, осуществление которых, требует более сложного взаимодействия на многонациональном уровне или в масштабах всего НАТО.
Коротко о Программе НАТО NSIP
Часть 1
Программа
Программа НАТО по инвестициям в безопасность — это долгосрочная инвестиционная программа, финансируемая всеми 28 странами НАТО, и поэтому называется общей финансируемой программой. Она представляет собой один из трех ресурсных столпов НАТО, которые, исходя из требований, определенных в процессе оборонного планирования НАТО, объединяются для создания потенциала НАТО, необходимого для выполнения военных целей Североатлантического союза. Другие 2 столпа — это личный состав, а также управление и обслуживание.
На сегодняшний день реализуется 137 Пакетов Возможностей. Они находятся на различных этапах планирования, отбора, утверждения и реализации, а вместе представляют собой обязательства государств Альянса на сумму более чем 8 миллиардов евро. Стоимость отдельных проектов может варьироваться от 50 000 евро до нескольких миллионов евро. Новая штаб-квартира НАТО является хорошим примером проекта NSIP.
С учетом масштабов программы, финансирование всех этих Пакетов Возможностей по укреплению потенциала, планируется осуществлять в течение нескольких лет. Планируемые инвестиции наряду с необходимыми людскими ресурсами и вспомогательными расходами изложены в документе под названием среднесрочный план обеспечения ресурсами. Планы рассчитаны на пятилетний период, например 2014-18, 2015-19, 2016-2020 гг., и обновляются на ежегодной основе. В рамках этого плана ежегодная сумма расходов по инвестиционной программе НАТО в области безопасности устанавливается и контролируется Комитетом по ресурсам НАТО, Советом по политике и планированию ресурсов (Resource Policy and Planning Board) и называется верхним показателем NSIP.
Верхний предел представляет собой обязательство государств НАТО расходовать средства на определенные и утвержденные пакеты мер и проекты, в пределах определенной суммы, в течение календарного года. Например, предельный уровень на 2014 год составлял 700 млн. евро, а потолок на 2015 и 2016 годы был установлен на уровне 725 млн. евро в год.
Очевидно, что нет смысла планировать строительство чего-то, вроде нового военного штаба, без планирования необходимых расходов на эксплуатацию и содержание здания или определения количества персонала, который будет там работать. Таким образом, Пакет Возможностей по наращиванию потенциала будет определять сочетание капиталовложений, людских ресурсов и вспомогательных расходов, которые вместе с необходимыми военными силами позволяют командующему НАТО создать конкретный необходимый военный потенциал. Программа НАТО NSIP будет касаться этого проекта только в части капиталовложений и расходов.
Принимая обязательства по общему финансированию инвестиций для Североатлантического союза, страны определили ряд основных принципов, которые должны применяться до утверждения любых расходов NSIP.
Первый и самый важный принцип — это принцип «Сверх и свыше«. Т.е. необходимо осуществить какой-то проект для реализации «сверх» того, чем уже обладает НАТО, и он «свыше» того, что необходимо для обороны одной из стран Альянса. Поэтому, как правило, к таким проектам относятся строительство зданий, сооружений, аэродромов, а также информационные системы.
Однако этот принцип может быть изменен. Каждый запрос средств в NSIP рассматривается отдельно и по нему принимается отдельное решение.
Страны также согласились с принципом «минимально необходимых расходов«. Другими словами, никто не одобрит закупку Rolls Royce, когда для реализации потребностей в перевозке будет достаточно приобрести автомобили Fiat.
Помимо заранее согласованных расходов NSIP, предусмотрена возможность расходования средств на неотложные нужды, в случае возникновения кризисов. Так, в ходе кампаний в Ираке, было одобрено 5000 случаев таких расходов.
Часть 2
Пакет Возможностей
Пакет возможностей всегда создается в соответствии с определенными требованиями.
Эти требования формулируются в процессе оборонного планирования НАТО, целью которого является определение единого набора войск и средств, необходимых НАТО для удовлетворения своего военного потенциала. Однако иногда существуют и другие, политически мотивированные требования, которые также могут быть выполнены в результате разработки пакета мер по созданию потенциала, например, изменения в структуре командования НАТО или перенос какого-либо объекта НАТО из одной страны в другую.
Относительно сложное определение Пакета Возможностей гласит, что он представляет собой «сочетание национальных и финансируемых НАТО капиталовложений, затрат на эксплуатацию оборудования, расходов на людские ресурсы и другие связанные с этим расходы, которые вместе с военными силами и другими основными требованиями позволяют командующему НАТО создать конкретный необходимый военный потенциал«.
Отдельные компоненты Пакета Возможностей, когда они полностью разработаны и отвечают всем требованиям, называют Проектами. Пакета Возможностей может включать в себя любое число проектов-от одного (обычно именуемого автономным проектом или SAP — Stand Alone Project) до более чем ста, в зависимости от сложности требования или количества отдельных компонентов, которые, возможно, потребуется распределить и подключить по всей территории НАТО.
Источник: https://www.act.nato.int/nsip
282